Agile и дизайн-мышление
Как известно, первый принцип Agile-манифеста провозглашает наивысшим приоритетом удовлетворение заказчика. Итерационный Agile-подход позволяет проектным командам лучше реагировать на изменения и вызовы, создавая конечный продукт за более короткий промежуток времени.
Однако, скорость в проекте только тогда хороша, когда изначально задано верное направление движения. Вот почему для определения верного решения, а затем и получения наилучшего результата организации все чаще «скрещивают» т.н. дизайн-мышление и Agile-процессы. Дизайн-мышление как процесс генерации креативных решений известен уже несколько десятилетий. Поскольку в последние годы организации при проникновении в новые рынки и секторы экономики всё чаще смотрят в сторону инноваций, многие обратились к дизайн-мышлению для «освещения» своего пути.
Процесс дизайн-мышления обычно состоит из пяти фаз:
1. Эмпатия с конечным пользователем продукта проекта через погружение, взаимодействие и наблюдение
2. Определение проблемы, требующей решения.
3. Представление возможных решений. Генерирование разнообразных идей и поощрение участия всей команды проекта в их обсуждении и обосновании.
4. Прототипирование самых лучших идей. Проверка, какие из них являются работоспособными, а какие - нет.
5. Тестирование прототипов на конечных пользователях. Сбор и изучение обратной связи для последующего совершенствования продукта проекта.
Дизайн-мышление по большому счету основано на эмпатии заказчика (или пользователя продукта) и разработке решения на этой основе. И здесь ключевым аспектом является вопрос, до какой степени вы действительно стараетесь понять, чем занимается ваш заказчик. Дизайн-мышление говорит: недостаточно получасового разговора с вашим заказчиком, чтобы выяснить, хочет он зеленое или красное. Должен быть разговор о том, какие вызовы есть в его повседневной деятельности.
Понимание проблем открывает возможность для создания более креативных и полезных решений через Agile-процессы, принося настоящее удовлетворение заказчику, для чего Agile собственно и предназначен.
Дизайн-мышление повышает вероятность того, что вы создадите нечто, что ваши заказчики хотят и купят. Дизайн-мышление снижает риск создания неудачного продукта. И оно позволяет понять, способны ли вы создать продукт, который будет успешным на рынке.
Возможно, наиболее часто приводимым примером опасности негибкого мышления является высказывание Генри Форда о том, что людям нужно только одно – «передвигаться быстрее, чем на лошади». Дизайн-мышление подталкивает команды думать шире - каким образом мы можем дать возможность людям передвигаться быстрее, - а не работать над предопределенным решением, основанным на узких допущениях.
Если вы слишком фокусируетесь на решении, то вы собираетесь получить единственное решение. Если вы фокусируетесь на проблематике, вы получаете больше решений.
Членам команды проекта во время сессии дизайн-мышления требуется исходить из разнообразных мнений и источников для максимально креативного мышления. Часто ваши самые инновационные идеи будут исходить не из вашей профессиональной области. Например, ученый, инженер, домохозяйка, учитель, академик могут дать более широкий и неожиданный взгляд на проблему. И это даст гораздо лучший результат, чем основанный только на мнении команды проекта, даже при внешней консультации или фасилитации.
Как правило, на начальных этапах проекта, когда идет работа по определению цели (проблематики) проекта, дизайн-мышление и Agile довольно трудно «скрестить». Однако по мере продвижения по жизненному циклу проекта оба эти два подхода начинают работать совместно.
Как только вы начинаете фокусироваться на конкретном решении, вы можете больше погружаться в Agile. Но это не значит, что первые две недели проекта вы занимаетесь исключительно дизайн-мышлением, а затем переходите в Agile. Ряд принципов присущ обоим подходам: прототипы, итерации, многократная обратная связь, работа с пользователем.
Хорошей практикой является применение дизайн-мышления на этапах обоснования и проектирования. Команда проекта, например, может стартовать с интервьюирования заинтересованных сторон заказчика ( например, ЛПР из бизнеса и ИТ) и конечных пользователей. По результатам организуется сессия дизайн-мышления с заказчиком.
Весьма важной частью такого подхода является требование участия в сессии представителей как бизнеса, так и ИТ. Результат сессии – консенсус среди лиц, принимающих решения, и конечных пользователей в части обязательных требований, необходимых для решения их проблем.
По результатам сессии документируются рекомендации для команды исполнителей, которые используют гибрид Agile и дизайн-мышления для подтверждения концепции создания продукта.
Из Agile команда использует бэклог продукта и планы спринтов. Из дизайн-мышления команда может использовать регулярное получение обратной связи от заказчика. Заказчику также целесообразно выделить своего специалиста, который может совместно с командой участвовать в разработке. В этом случае команда почти всегда способна создать нечто действительно удивительное для заказчика.
Любому Agile-адепту, ведущему команды или компанию через трансформацию от водопадной модели, известно, что достижение изменений – та еще задача. В этом аспекте можно использовать обучение членов команд совместно подходам Agile и дизайн-мышления с тем, чтобы команды уже самостоятельно создавали свои гибридные модели управления.
Одним из подходов облегчения перехода Agile-команд в мир дизайн- мышления является следующее: собрать представителей всех заинтересованных сторон проекта (например, бизнес, руководство, инженерное подразделение, продуктовое подразделение) для определения способов соединения дизайн-мышления с Agile-принципами. Например, установление приоритета личного взаимодействия над формальными процессами и инструментами, приоритет взаимодействия с заказчиком над формальными переговорами по контракту.
Таким образом, дизайн-мышление может помочь динамичным Agile-командам делать то, что они и должны делать – создавать нечто крутое, умное и отвечающее запросам времени. Имея классный продукт, следующие шаги уже стандартны: вывести продукт на рынок, слушать своих пользователей, изучать отзывы и итерационно улучшать продукт в процессе его использования.
В сущности, дизайн мышление – это креативный процесс, начинающийся с вдумчивого определения проблемы, требующей решения. Описанный подход может использоваться в любой отрасли для реализации инновационных решений. Преимуществами использования дизайн-мышления являются: помощь руководителям проектов в поиске нестандартных и неочевидных решений; совершенствование продукта проекта или процесса через внедрение самых лучших решений, основанных на мнениях и опыте конечных пользователей; поощрение среди членов команды проекта атмосферы открытости и креативности.